Методическое обеспечение образовательного процесса носит непрерывный характер, включает различные формы и содержание деятельности. На практике реализуется принцип педагогической поддержки каждого члена коллектива.
Образовательный процесс в лицее обеспечивают высококвалифицированные специалисты. В лицее работают учителей ( имеют высшее образование, – среднее специальное), специалистов имеют высшую квалификационную категорию, – первую категорию, – вторую. Учителя лицея систематически посещают курсы повышения квалификации.
На современном этапе развития общества информационная культура приобретает весьма важное значение - это культура получения, преобразования передачи и использования информации. Поэтому информационные технологии играют ключевую роль в деятельности нашей экспериментальной площадки. Они являются основой или одним из основных компонентов современных технологий, именно они позволяют моделировать современные технологии, дают высокую мотивацию к обучению, и в учебной и внеучебной деятельности. Сформировалась одна из основных целей эксперимента - освоение и внедрение методов формирования информационной и технологической культуры через проектно-исследовательскую деятельность учащихся.
Актуальность данной экспериментальной работы, на наш взгляд, заключается в том, что школа выполняет такой социальный заказ общества, как подготовка подрастающего поколения к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой среде, эффективному использованию среды. Тем не менее нам удалось сформировать профессиональный состав педагогов, готовый к научно-исследовательской работе; сформирована структура обеспечения осуществления управления и контроля экспериментально-исследовательской работы в школе.
Современная школа воспринимает экспериментальную работу как необходимое средство в построении программы развития образовательного учреждения. Мы полагаем, что только развивающаяся школа создает условия для полноценного развития ученика, убеждены, что научно-педагогическое сопровождение является необходимым требованием для реализации современных образовательных задач. Только ориентация на непрерывное образование учителя может ежедневно порождать новые педагогические открытия.
При новых целях образования необходимо по-новому относиться к организации методической работы. Традиционная методическая работа предполагает повышение профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Надо отметить, что именно так строилась методическая работа в школе и такое положение дел нас, в какой-то мере, устраивало.
Актуальность выбранного нами направления совершенствования научно-методической работы школе объясняется тем, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие "профессионализм” включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки. В ходе этой деятельности педагог становится активным субъектом процесса совершенствования. Это требует комплексного подхода к многогранной научно-методической работе. Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Научно-методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.
Сегодня в лицее проводится работа по внедрению программы повышения квалификации и наращивания кадрового потенциала. Созданы межпредметные и предметные научно-методические объединения, временные творческие группы, лаборатории педагогической инноватики.
Методический совет
Основные задачи и функции
Главные задачи Методического Совета
- Научно-методический совет (далее НМС) - это педагогический коллегиальный орган внутришкольного управления, способствующий формированию творческого подхода к педагогической деятельности.
- НМС является консилиумом опытных педагогов - профессионалов, оказывает компетентное управленческое воздействие на важнейшие блоки учебно-воспитательного процесса, анализирует его развитие, разрабатывает на этой основе рекомендации по совершенствованию методики обучения и воспитания.
- НМС способствует возникновению педагогической инициативы (новаторские методики обучения и воспитания, новые технологии внутришкольного управления и т.д.) и осуществляет дальнейшее управление по развитию данной инициативы.
Методический Совет осуществляет следующие функции
- Определять и формулировать приоритетные и стартовые педагогические проблемы, способствовать консолидации творческих усилий всего педагогического коллектива для их успешного разрешения.
- Осуществлять стратегическое планирование научно-методической работы лицея.
- Способствовать созданию благоприятных условий для проявления педагогической инициативы учителей.
- Способствовать формированию педагогического самосознания учителя как педагога-организатора учебно-воспитательного процесса, строящего педагогическое общение на гуманистических принципах сотрудничества
- Способствовать совершенствованию профессионально педагогической подготовки учителя:
- научно-теоретической;
- методической;
- навыков научно-исследовательской работы;
- приемов педагогического мастерства.
Содержание работы Методического совета
- Осуществлять экспертную оценку предлагаемых для внедрения в лицее педагогических инноваций, оказывать необходимую методическую помощь при их реализации.
- Участвовать в аттестации педагогических работников.
- Принимать активное участие в подготовке и проведении заседаний педсоветов с последующим контролем над выполнением его решений.
- Предлагать педсовету годовую тематику заседаний и кандидатуры сменных председателей педсовета.
- Предлагать администрации и совету лицея кандидатуры педагогов, заслуживающих различные поощрения.
- Оказывать методическую помощь молодым специалистам, анализировать их уроки при посещении.
- Участвовать в составлении гласного графика внутришкольного контроля, составлять для этого необходимый методический инструментарий.